План работы библиотеки
Официальный сайт МАОУ СШ №3, г. Кстово Нижегородской области

План работы библиотеки

 

 

ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ МБОУ СШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов

на 2019/2020 учебный год

 

 

Основные цели библиотеки:

1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.

2.Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям.

3.Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.

4.Организация систематического чтения обучающихся.

5.Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.

6.Организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и обучающихся.

Задачи школьной библиотеки:

 

1.  Пропаганда культуры среди детей.

2.  Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.

3.  Создание эффективно действующей системы информирования пользователей библиотеки.

4.  Пропаганда здорового образа жизни.

5.  Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников.

6.  Улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов.

7. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

 8. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей.

 9. Накопление банка педагогической информации.

10.Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.

 

Направления деятельности библиотеки:

 

1.   Работа с обучающимися:

  •   уроки культуры чтения;

  •   библиографические уроки;

  •   информационные и прочие обзоры литературы;

  •   доклады о навыках работы с книгой;

  •   профилактика наркомании и правонарушений несовершеннолетних;

  •   формирование информационной культуры школьников;

  •   пропаганда здорового образа жизни;

  •   привлечение к семейному чтению;

  •   духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся;

  •   экологическое просвещение;

  •   формирование художественно-эстетического вкуса.

2.  Поддержка общешкольных мероприятий:

  •   Дня знаний;

  •   мероприятий КОЦ школы;

  •   прощания с Азбукой;

  •   интеллектуального марафона;

  •   недели детской книги;

  •   месячника по здоровьесбережению;

  •   Дня Победы. 

3.  Работа с учителями и родителями:

  •   выступления на заседаниях педсовета;

  •   обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;

  •   отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;

  •   информационные обзоры на заданные темы;

  •   индивидуальная работа с педагогами. 

4.       4. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся.

 

5.       5. Создание условий обучающимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.

 

Основные функции школьной библиотеки:

 

1. Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

2.  Информационная — предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

3.  Культурная — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

 

Деятельность по формированию фонда школьной библиотеки:

 

 

п/п

Содержание работы

Срок

испол­нения

 

Работа с фондом учебной литературы

 

1

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, ре­комендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);

составление совместно с учителями заказа на учебники;

формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом заме­чаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объ­единений;

подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;

сентябрь-октябрь

ноябрь

 

2

осуществление контроля выполнения сделанного заказа;

прием и обработка поступивших учебников:

 

оформление накладных.

запись в книгу суммарного учета.

штемпелевание.

оформление картотеки,

по мере поступления

 

3

Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

сентябрь

 

4

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

сентябрь

 

5

Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ

октябрь-ноябрь

 

6

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)

декабрь, апрель

 

7

Работа с резервным фондом учебников:

                ведение учета;

 Размещение для хранения;

сентябрь-ноябрь

 

8

Редактирование электронной базы данных «Учебники и учебные пособия»

Сентябрь-октябрь

 

Работа с фондом художественной литературы

 

1

Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:

• к художественному фонду;

 • к фонду периодики

постоянно

 

2

Выдача изданий читателям

постоянно

 

3

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

 

4

Контроль  за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

постоянно

 

5

Ведение работы по сохранности фонда

постоянно

 

6

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

постоянно

 

7

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учеб­ников с привлечением актива ШБ

декабрь, май

 

8

Организация акции «Подари книгу школе!»

февраль

 

9

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа

август

 

10

Оформление новых разделителей:

•в зоне открытого доступа;

• полочные разделители по отделам

в течение года

 

Комплектование фонда периодики

 

1

Оформление подписки на первое и второе полугодия 2012/2013 уч.г.

 октябрь, апрель

 

 

Справочно-библиографическая работа

 

п/п

Содержание работы

Срок

испол­нения

1

Электронная каталогизация учебников по классам (в программе МАРК-SQL»)

В течение года

                                                  

Работа с читателями

 

п/п

Содержание работы

Срок

испол­нения

            Индивидуальная работа

1

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей

постоянно

2

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

3

Беседы со школьниками о прочитанном

постоянно

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

по мере поступления

5

Выставка новых  книг «Это новинки!»

по мере поступления

6

«Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки)

май

Работа с библиотечным активом

1

один раз в четверть

Работа с родительской общественностью

 

1

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления, выступление на родительских собраниях

апрель-июнь, сентябрь

2

Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по теме:

 

«Школьные учебники:  выбор, обеспечение и использование»

по плану проведения педсоветов

Работа с педагогическим коллективом

1

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

Периодичес­ки (на совеща­ниях)

2

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, на­правленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году

апрель

Работа с учащимися школы

1

Обслуживание обучающихся школы согласно расписанию работы библиотеки

постоянно

2

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение ре­зультатов просмотра до сведения классных руководителей

один раз в четверть

3

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в  школьной библиотеке, о культуре чтения книг и жур­нальной периодики

постоянно

4

Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации «Я — книга! Я — това­рищ твой!», «Мы выбираем здоровье!»

август

5

Подготовка рекомендаций для читателей — школьников в соответствии с возрастными категориями

постоянно

7

«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году

май

                    Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся школы

1

1-й класс

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простей­шим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

 

октябрь

январь

2

2-й класс

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе

Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страни­ца, иллюстрация

ноябрь

февраль

3

3-й класс

Тема № 1. Структура книги.  Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фа­милия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к созна­тельному выбору литературы)

 

Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь системати­ческого каталога с расстановкой книг на полках

декабрь

февраль

4

4-й класс

Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о сло­варе, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное рас­положение материала, алфавитные указатели, предметные указатели

 

Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настояще­го времени. Древнейшие библиотеки

ноябрь

апрель

5

5-й класс

Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Ис­пользование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними

 

Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его твор­ческой индивидуальностью

декабрь

апрель

 

6

6-й класс

Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поис­ку информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тема­тические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке

январь

7

7-й класс

Выбор книг. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литерату­ре. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею

декабрь

8

8-й класс

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочно-библиографический ап­парат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный  ка­талог.  Справочная литература. Энциклопедии: уни­версальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога

март

9

9-й класс

Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библио­графические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения

февраль

10

10-й класс

Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художествен­ной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспек­тирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиогра­фическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформле­ние реферата, конспекта, доклада

март

Массовая работа

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей

в течение года

Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей

в течение года

Выставки книг юбиляров

в течение года

Подбор материалов к выступлениям, классным часам по безопасности ЖД

Ноябрь-декабрь

 

Подборка материалов к Всемирному дню здоровья, ко дню борьбы против табакокурения и наркомании

декабрь,

апрель

                                                                      Реклама библиотеки

 Создание фирменного стиля

1

Создание буклета школьной библиотеки

сентябрь

2

Красочное оформление библиотеки

октябрь

 Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

1

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родитель­ских собраниях)

 

постоянно

2

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, прово­димых библиотекой)

постоянно

3

Оформление информационных стендов-папок:

«Правила пользования книгой»;

«Правила поведения в библиотеке»

 

в течение года

4

Организация экскурсии обучающихся в библиотеку

 

в течение года

5

Информирование пользователей о режиме работы

 

сентябрь

6

Проведение недели детской книги

март

7

Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий

 

По мере необ­ходимости

Профессиональное развитие

1

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей

по плану районного МО библиотекарей

2

Совершенствование умения и навыков работы в  библиотечной ИС  «МАРК-SQL». Создание электронного каталога учебников

в течение года

3

Работа над темой саморазвития «Детское чтение: Проблемы. Тенденции»

в течение года

4

Участие в конкурсах профессионального мастерстваразличного уровня

в течение года

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения